Уфимский институт(филиал) ГОУ ВПО "РГТЭУ" Россия, г.
Уфа, ул. Менделеева 177/3 |
| Главная | Новости | История университета | Подразделения института | Абитуриенту | Студенту | Персоналии | Конкурсные торги | Файлы | Контактная информация | |
Кафедра иностранных языковКафедра иностранных языков была создана в 1997 году. Количество преподавателей за это время выросло с 4-х до 15-ти человек. В настоящее время на кафедре работает 15 преподавателей: 1 профессор, 4 кандидата филологических наук, 5 доцентов, 7 старших преподавателей, 1 ассистент. Заведующий кафедрой с 1997 года заведует кандидат филологических наук, профессор Исмагилова Лилия Асадулловна. Состав кафедры:
Ермолаева Юлия Александровна - к.ф.н., доцент. Хисматова Галина Андреевна - ст. преподаватель
Кафедра обеспечивает преподавание основных европейских языков - английского, немецкого, французского. На кафедре преподаются следующие дисциплины: английский язык, немецкий язык, французский язык, русский язык и культура речи, деловые переговоры и деловая переписка на иностранных языках, деловой русский язык, английский профессиональный и немецкий язык профессиональный, латинский язык, факультативно курс страноведения и межкультурной коммуникации. Процесс обучения иностранному языку проходит в направлении совершенствования качества образовательных услуг. Созданы новые учебно-методические комплексы (УМК) и рабочие программы по всем дисциплинам кафедры. Кроме того, регулярно проводятся методические семинары по информированию преподавателей об инновационных методиках в области преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Улучшается методическое обеспечение учебного процесса, привлекаются новые технические средства обучения, укрепляется материально-техническая база. Сегодня использование новых информационных технологий в обучении языкам является неотъемлемой частью учебного процесса. Следует признать огромные возможности компьютера и необходимость использования его как средства обучения иностранному языку. В учебном процессе широко используется периодическая литература на иностранных языках, библиотека на электронных носителях, Интернет. Обучение ведется по уровневой системе, ориентированной на международные образовательные стандарты. В обучении иностранным языкам используются современные технологии, методики обучения. Методическое и техническое оснащение кафедры соответствует современным требованиям. Имеются два видеокласса: кабинет мультимедиа, оснащенный 10 современными компьютерами, объединенных в локальную сеть; телевизионный класс для индивидуального и группового просмотра учебных и информационных телевизионных программ на иностранных языках, оснащенный современными телевизорами, видео и спутниковой антенной. Занятия проводятся по зарубежным и отечественным учебно-методическим комплексам. Обучение проводится по уровневой системе. В плане научной работы члены кафедры активно участвуют в межвузовских и международных конференциях, пишут тезисы и статьи, печатаются в тематических сборниках и т.п. Научно-исследовательская работа студентов, как направление, включает спектр видов деятельности кафедры: подготовку студентов к защите дипломов на иностранном языке, проведение ежегодных внутривузовских конференций и олимпиад, участие в городских олимпиадах по иностранным языкам, работу с аспирантами, кружковую работу. Преподаватели кафедры постоянно повышают свой профессиональный уровень, проходят повышение квалификации за рубежом. Так, доцент Гелвановский Г.В.прошел 11-месячную стажировку в университете Теннеси (Ноксвилл), США, ст. преп. Малишевская Е.С. знакомилась с методикой преподавания «делового английского» в Дрезденском техническом университете, доцент Исмагилова Л.А.принимала участие в семинарах, посвященных профессионально ориентированному иностранному языку в Немецком культурном центре им. Гете при Германском Посольстве в г.Москве. З ав.кафедрой иностранных языков Исмагилова Л.А. прошла стажировку в Международном бюро Дрезденского технического университета и стажировку в Центре делового иностранного языка по методике применения общеевропейской единой системы зачетных единиц и получила статус координатора этой системы. Ибрагимова В.И. прошла трехнедельный курс повышения квалификации в Кентском государственном университете (США). Эти преподаватели читали лекции и проводили практические семинары в университетах США и Германии. Мы активно приглашаем иностранных специалистов для чтения лекций и проведения практических занятий на английском и немецком языках (курс лекций по макроэкономике профессора макроэкономики европейской валютной системе У.Браун-Мозер; семинары для студентов и преподавателей по деловому английскому языку, менеджменту, межкультурной коммуникации Д-ра Д.Каллена; курс делового английского языка преподавателя из США Д.Подезвы; курс разговорного английского языка преподавателя из Великобритании Д.. Донея). В 2009 году планируется приглашение Клауса Гоммлиха (Кентский государственный университет, США) для проведения семинара-тренинга по технике проведения практических занятий по иностранным языкам для преподавателей кафедры. Планируется также приглашение преподавателя Хенрика Бройльса из Дрезденского технического университета для преподавания иностранных языков в весеннем семестре 2008-2009 учебного года. Направления развития кафедры иностранных языковЦели и задачи кафедры. Кафедра относится к числу гуманитарных и обеспечивает подготовку по иностранным языкам студентов по специальностям: «Мировая экономика», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», « Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Товароведение и экспертиза товаров», «Коммерция (торговое дело)», «Экономика и управление на предприятии», «Юриспруденция». Являясь учебно-научным структурным подразделением университета, кафедра осуществляет учебную, методическую, научно- исследовательскую и воспитательную работу по иностранным языкам, а также совместно с Региональным центром международного сотрудничества и академической мобильности активно участвует в международных программах. В основе деятельности кафедры лежит междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариантность и ориентация на межкультурный аспект овладения языками. Задачи кафедры: § Подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере экономики, свободно владеющих иностранным языкам как средством осуществления повседневного и делового общения. § Формирование у студентов такого уровня коммуникативной компетенции, который позволит пользоваться иностранным языком для реализации разных аспектов профессиональной деятельности. § Формирование у студентов широких знаний страноведческого и культурного характера для межкультурного общения. § Внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий. § Поддержка сотрудничества с вузами –партнёрами Дрезденским техническим университетом (Германия) и Кентским государственным университетом (США) с целью повышения мотивации студентов в сфере изучения иностранных языков, улучшения академической мобильности и расширения лингвострановедческого кругозора студентов. § Расширение материальной базы кафедры. § Повышение квалификации преподавателей. Модель специалиста Гражданство Европейского союза дает право свободно перемещаться, проживать и работать в пределах территории государств-членов Союза. Декларированной целью Евросоюза является увеличение географической мобильности на европейском рынке труда. Выпускники вуза должны быть способными общаться на многих языках и расширять свой лингвистический репертуар в ответ на изменение потребностей. Ответственностью высшего учебного заведения является обеспечение возможности и стимулирование учащихся в приобретении этих способностей. В условиях расширения сферы межнационального сотрудничества в свете концепции новой Европы, основных принципов Болонского процесса, целью которого является создание общеевропейской зоны высшего образования и создания эффективной Общеевропейской системы информационного обмена, задачей первостепенной важности является подготовка специалистов в области экономики, владеющих иностранными языками. Специалисты в области экономики, владеющие умением стилистически правильно и логически последовательно оформлять свои письменные и устные высказывания на иностранном языке, аргументировано выступающие по общественной и деловой тематике, имеющие широкие знания страноведческого и культурного характера о странах изучаемого языка всегда будут пользоваться спросом в области международной торговли. Владение иностранным языком имеет не только практическое значение, оно расширяет кругозор, органично дополняет профессиональные компетенции. В связи с тем, что кафедра обучает будущих специалистов в сфере экономики, дисциплины кафедры имеют обратную связь с выпускающими кафедрами («Профессиональный иностранный язык», «Деловая переписка и деловые переговоры на иностранных языках», «Деловой русский язык», спецкурс: «Межкультурные коммуникации на иностранном языке»). Данные дисциплины требуют определенных профессиональных знаний и расширяют их. В процессе обучения широко применяются компьютерные методы, что предполагает хорошую компьютерную подготовку студентов всех специальностей. Студенты обучаются по современным учебно-методическим комплексам издательств “ Longman ”, “ Cambridge ”, “ Inter Nations ”, “ Hueber ”, “ Langenscheidt ”, в основу которых положен современный подход к изучению иностранных языков, а именно обучение межкультурной коммуникации. Всего в фонд учебно-методической литературы входят 1300 учебников (135 наименований) по английскому языку, 507 учебников (60 наименований) по немецкому языку, 214 учебников (20 наименований) по французскому языку. Кафедра достаточно полно обеспечена учебно-методической литературой. Сюда относятся: § Общеязыковые учебные комплексы, состоящие из учебника, аудио или видео курса по английскому, немецкому и французскому языкам. § Профессионально-ориентированные языковые комплексы, связанные со спецификой ВУЗа. § Толковые и двуязычные словари. § Фонетические программы. § Видеофильмы (предлагается большой выбор видеофильмов на английском, немецком, французском языках: художественные, страноведческие, документальные и учебные). § Компьютерные программы (интерактивные, общеязыковые программы Мультимедиа на лазерных дисках как обучающие, так и информативные): более 20 штук. Разработаны и опубликованны для студентов заочного отделения методические указания и контрольные задания по иностранному языку как 1-му и по аспекту «Деловые переговоры и деловая переписка». Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры ведётся по основной теме: «Новые образовательные технологии в преподавании иностранных языков в высшей школе».
§ Внедрение и успешное применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку на основе Единой Европейской системы обучения иностранным языкам. § Совершенствование путей достижения порогового уровня, разработанного Евросоветом в 1997г. § Использование новых образовательных технологий в преподавании иностранных языков в высшей школе. Аспекты научно-исследовательской деятельности: § Публикация научных статей в межвузовских сборниках. § Участие в научно-практических конференциях. § Разработка и осуществление совместно с Дрезденским техническим университетом проекта по введению рейтинговой и модульной систем обучения в УИ РГТЭУ с целью вхождения в Общее Европейское пространство в высшем образовании. § Разработка и выдача студентам УИ РГТЭУ европейского языкового портфолио. § Кафедра координирует сотрудничество УИ РГТЭУ с Дрезденским техническим университетом в следующих областях совместной научной деятельности: § Изучение методики преподавания вуза-партнёра. § Организация совместных исследовательских проектов и научных мероприятий. § Организация программ студенческого обмена. Кафедра планирует объединить усилия с выпускающими кафедрами в реализации совместных проектов УИ РГТЭУ и ДТУ. Основное направление в усовершенствовании преподавания будет состоять в реализации целей, задач и содержания обучения иностранному языку, одобренных в апреле 1997г. Советом Европы и отражённых в документе «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция». Для внедрения коммуникативного подхода на основе Единой Европейской системы обучения иностранным языкам в учебном процессе предполагается использование современных технологий, а также современных форм ведения занятий: § Применение мультимедийных средств (использование обучающих компьютерных программ и других ТСО). § Видеоуроки § Методические семинары (методические семинары кафедры) § Мастер-класс § Круглые столы § Семинары-диспуты § Творческие проекты § Использование глобальной сети Интернет |